?

Log in

No account? Create an account

andaf


Политические зарисовки

Политика, транспорт, техника, кино и фотографии


Previous Entry Share Next Entry
Улица Карла Маркса. История одного благоустройства
andaf
В декабре минувшего года за пару дней до общественных слушаний в городской думе воронежские СМИ разразились новостью о планах группы компаний "Два капитана" (застройщик проекта "Солнечный Олимп") по обустройству улицы Карла Маркса. Все бы ничего, да вот только в результате этого благоустройства часть улицы становилась "условно проездной". Что это такое - не знал никто, описания и визуализации проекта опубликовано не было, и поэтому возникли реальные опасения за судьбу улицы. В тот момент времени эта новость прозвучала лишь как предложение, то есть никаких официальных документов, разрешающих проведение подобных работ, не было.

Меня тогда вся эта идея возмутила, и в результате пришлось корректировать свое выступление на Думе, вписав туда абзац текста про данную ситуацию. Казалось, что данные идеи строителей никогда не будут реализованы, поэтому достаточно было указать в Думе на ситуацию, после чего проект будет скорректирован. Да, это звучит наивно... Сегодня, проецируя последующие события на прошлое время, задаешься вопросом: "А что же надо было делать в той ситуации?". Наверное, идти к застройщику и писать обращения в мэрию. Требовать от них проектные предложения и добиваться исключения из проекта любых автомобильных элементов инфраструктуры. Но мы тогда не придали особого значения этому проекту, да и в прессе не появлялось сообщений на тему возможного благоустройства данной улицы. То есть с декабря не было никаких новостей, из чего мы сделали (снова, как это наивно с нашей стороны) вывод о том, что проект благоустройства с включением в створ улицы дорожных элементов не будет реализован.

Однако, 24 июня 2014 года на участке улицы Карла Маркса (от студии ТНТ-Губерния до здания "Контора") жители города внезапно увидели забор с указанием о проведении работ по благоустройству улицы. Таким образом, вполне себе тихо, без лишнего шума началась реализация проекта по строительству подъездной дороги к Солнечному Олимпу и фитнес-центру (входит в состав ЖК) на участке длиной около 100 метров.
Я в этот момент времени сдавал сессию в Москве, и, увидев сообщение о начале работ, был расстроен. Сообщение, к слову, появилось в день начала работ на сайте "МОЕ" (и нескольких других, менее крупных). Никаких предварительных публичных уведомлений, опубликованных в средствах массовой информации хотя бы за пару дней до начала работ найти не удалось. Тем не менее, в комментариях к новости редко встретишь подобное единодушие - люди резко осуждали этот проект. Однако, у большинства из них опустились руки. Формулировки от довольно безобидных навроде "от нас ничего не зависит", "все уже решено", "мы не сможем повлиять" до прямых намеков на коррупционную составляющую проекта встречались сплошь и рядом.

У меня, в отличие от комментаторов, есть более активная жизненная позиция. Решение о том, как можно повлиять на ход работ, родилось довольно быстро - необходимо организовать кампанию по сбору подписей. Был выбран сайт change.org, и далее необходимо было составить текст петиции. В течение нескольких часов я работал над ним, оттачивая формулировки и конечные требования. Затем, ребята из команды "Города и транспорта" по очереди смогли внести в него свои правки. Итоговая версия петиции была выложена на сайт 26 июня в 2 часа ночи. Она доступна здесь.

Честно говоря, мы расценивали итоговые шансы не очень высоко. Пару сотен подписей набрать было несложно, а вот дальше могли возникнуть реальные проблемы. Предвидя их, было принято решение еще за пару часов до публикации петиции создать чат, куда Сережа Мармо включил наиболее активных общественников города для обсуждения проекта: экологов, краеведов, велосипедистов, архитекторов, были там и активисты-одиночки, и представители других сфер. Мы попросили их поддержать нашу идею и выступить единым фронтом, т.к. одной петиции было недостаточно для победы. Мне казалось, что у нас будет однозначная поддержка, и со своей стороны мы занимаемся петицией, а остальную работу делегируем другим людям, осуществляя общую координацию и помогая волонтерами для уличных акций. Третий раз во всей этой истории мои представления оказались полностью наивными. Из 15 человек, изначально вошедших в чат (я не буду называть имен и фамилий), нас открыто поддержало только двое (позднее, уже когда сбор подписей шел полным ходом, мы получили поддержку еще двух человек). Большая часть вообще не написала никаких сообщений, а один из представителей велодвижения открыто поддержал проект.

Тем самым изначальный расчет на проведение цепочки спланированных мероприятий оказался неверным. Нам предстояло практически в одиночку тянуть на себе всю эту тему, с минимальной помощью извне. Мы не предъявляем никаких претензий уважаемым коллегам, просто в тот момент времени для меня подобное поведение оказалось... удивительным. Это не мешает нам в дальнешем сотрудничать в рамках других проектов, ну а здесь, видимо, люди просто не заинтересовались проблемой.

Итак, сразу после публикации петиции мы написали большому количеству людей в социальных сетях с просьбой сделать перепосты исходного сообщения со ссылкой на петицию и подписаться самим. Утром о сборе написала газета МОЕ; днем о петиции написали практически все известные и неизвестные СМИ. Серегй Мармо взял на себя работу с крупными воронежскими группами и пабликами, и не подвел - практически все они в первые два дня вышли с новостями о сборе подписей в защиту улицы. Кстати, заметьте - петиция направлена "в защиту улицы", а не "против строительства", и это очень важный терминологический момент. Мы с самого начала хотели показать, что готовы к конструктивному диалогу, хотя значительно проще собрать людей против чего-либо, а не "ЗА".

После ряда публикаций в СМИ мы набрали высокие темпы - более 500 подписей было собрано к середине дня. Дайте нам голубую ленту Атлантики! Хотя изначально перспективы сбора были туманными, но как только мы вышли за цифру 500, я поставил цель - 10 тысяч подписей. Это было излишне оптимистично, и стало ясно примерно на четвертый день сбора. В итоге мы ее не выполнили. Сейчас, когда пишу этот пост, петиция собрала 3450 подписей, что составляет примерно 1/3 от намеченной цели. Прямо скажем - мы переоценили свои возможности.

Забавная, кстати, штука - мнение комментаторов. Сидишь ты в первый день, читаешь комментарии под новостью о начале строительных работ: "надо что-то делать", "давайте протестовать", "..." и начинаешь сбор подписей. Заходишь во второй день, читаешь комментарии на том же самом сайте, но уже под статьей о сборе подписей, а там уже звучит следующее: "а смысл петиции?", "все равно уже все решено за нас"... В этом плане очень хороша цитата Андрэ Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни». Прямо-таки наглядная иллюстрация.

В первый день сбора подписей на место приехал глава города и главный архитектор. Они пообщались с подрядчиками, а затем главный архитектор дал комментарий для журналистов. При этом не было общения с жителями города, случайными прохожими.. да и вообще, эта тема для мэрии была с информационной точки зрения проиграна вчистую в первый же день. И в этом, на самом деле, заключается большая проблема для всех нас. С одной стороны мы как жители города делегируем мэру право набрать команду профессионалов для управления городским хозяйством. С другой стороны, должна проводится какая-либо информационная работа с людьми. Ведь во всей этой истории основной проблемой было отсутствие дискуссии с горожанами. Позднее, на одном из совещаний, нам сказали нечто вроде: "Ну что мы теперь по каждой парковке или свалке должны дискуссию устраивать?". Нет, не надо доводить до абсурда ситуацию, это хороший манипулятивный прием, но в действительности, когда речь идет о главной пешеходной улцие города, дискуссия просто необходима. Ведь не было опубликовано ни одной статьи о начале работ, не было опубликовано рендеров проекта, не прошли обсуждения, не учтено мнение жителей. Как итог - городская администрация получила крайне негативную обратную связь от воронежцев.

Таким образом, нашу петицию следует рассматривать в первую очередь как ответ на вызов. Вызов мы видим в необходимости общественной дискуссии, которой не было.

В день, когда архитектор и глава города приехали на объект, поступили комментарии относительно скульптурной композиции из двух быков, которую застройщик хотел установить на данном участке. Про них мы написали в петиции пару строк. Управление Культуры было не в восторге от этой идеи, никаких согласований с ними не было, поэтому этот вопрос они вынесут на обсуждение специальной комиссии, как это принято в Воронеже при установке памятников или мемориальных досок.

Через пару дней после начала сбора подписей, когда мы перевалили за 2000 человек, Сережа Мармо сделал прекрасный разбор проектных предложений застройщика, где все стало на свои места. И четко было доказано, что целью строителей является именно обустройство дороги на месте пешеходной аллеи.
Одним из требований петиции было следующее: "Придать улице Карла Маркса официальный статус пешеходной зоны с установкой соответствующих знаков". 29 июня сайт Downtown проводит опрос по этому вопросу. За официальный статус улицы как пешеходной зоны высказалось 813 человек из 946, принявших участие в голосовании. Это 85,5% воронежцев.

Как член Молодежного правительства Воронежской области (МПВО), я связался со своим руководителем по МПВО и обсудил возможность участия МПВО в данной теме. Мы подготовили со своей стороны уже официальное обращение, с конкретными предложениями по улучшению ситуации. Петиция шла приложением к данному обращению - его текст был выложен в нашей группе Вконтакте. 30-го июня Михаил Аксенов, сопредседатель "Города и транспорта" отнес официальные обращения с комментариями и подписями двух с половиной тысяч человек на имя адресатов петиции - мэра города и губернатора Воронежской области (на данный момент - и.о. губернатора). По линии молодежного правительства удалось связаться с общественной палатой области - туда Миша отнес третью копию обращения.

2 июля журналистам удалось получить комментарии от Правительства Воронежской области. Суть их свелась к следующему: "За все работы отвечает мэрия". Оно так и есть на самом деле. Благоустройство улицы - это сугубо городской вопрос.
В этот же день вышло большое интервью на канале Россия с директором строительной фирмы-подрядчика, который отвечает за выполнение работ на указанном участке улицы. И сразу после интервью состоялась встреча Михаила Аксенова и Сергея Мармо (от "Города и транспорта") с г-ном Лихачевым. Отчет об итогах данной встречи ребята написали в нашей группе.

Третьего июля мы перевалили отметку 3 тысячи собранных подписей. Сбор начался 26 июня. За это время с нами на контакт выходили только журналисты и строители. За что им огромное спасибо. Но мэрия молчала. Ждать же официального ответа на наши запросы мы могли около 30 дней, что было для нас неприемлемо, т.к. за это время подрядчик провел бы большую часть работ на объекте.
Если гора не идет к Магомету, то он сам идет к ней. Так звучит старинная поговорка. Как участник форума Молгород, я имел возможность задать свой вопрос и.о.губернатора Воронежской области Алексею Гордееву. Думаю, все уже догадались - что это был за вопрос :)

Вот здесь ребята из нашей команды сделали отдельную запись вопроса, за что им (Денису Евграфову) огромное спасибо!


Вопрос заметили не только со стороны губернатора, но и со стороны журналистов. Вот так, например, выглядели сообщения о проведении форума Молгород на телевидении, а вот так: в печатных СМИ — везде упоминался мой вопрос. Даже на сайте Правительства области его выделили отдельно в пресс-релизе.
В тот же день наши друзья из Урбонавтики и Архдозора - Илья Бейлин и Ольга Рудева анонсировали прогулку в форме экскурсии для всех желающих по улице Карла Маркса. Ольга - профессиональный экскурсовод, и отлично знает тему. Илья - урбанист, и рассказывал про необходимость пешеходной зоны в городе. Прогулка (или променад) состоялась 5 июля.

После встречи с губернатором в четверг (3 июля) прошло некоторое время, и в понедельник 7го июля со мной связался главный архитектор Воронежа - Антон Шевелев. В ходе телефонного разговора была достигнута договоренность о проведении встречи в Управлении главного архитектора (УГА) для того, чтобы рассмотреть и обсудить наши предложения по существу вопроса. Мы, напомню, высылали список предложений в обращении вместе с текстом петиции.
Встреча была запланирована на среду, а за сутки до нее - во вторник (8го июля) нас пригласили пообщаться с г-ном Тростянецким (совладелец строительной фирмы "Два капитана"). Мы провели весьма сложные переговоры, дискуссия была очень оживленной, но в то же время удалось найти компромисс практически по всем вопросам, за исключением парковки.

На встрече в УГА в среду нам показали скорректированное предложение, где парковочного кармана уже не было, а проезд закрывался автоматическими столбиками. Таким образом, исчезала возможность сквозного проезда и парковки автомобилей на данном участке улицы, что полностью соответствовало требованиям людей, подписавшихся под текстом петиции, а также являлось приемлемым и разумным компромиссом для нас, т.к. полностью учитывало и наши предложения. Фотографии чертежей и предложений по столбикам мы опубликовали после совещания в своей группе. В ходе совещания было принято решение о проведении круглого стола в городской администрации - во исполнение поручения губернатора о проведении общественной дискуссии.

Мое выступление в ходе круглого стола:


Также смотрите официальное сообщение на сайте городской администрации и нашу презентацию, которую мы так и не смогли использовать каким-либо образом.

Итоги данной истории:

1. Удовлетворены требования петиции:
- Закрепить официальный статус пешеходной зоны за улицей Карла Маркса. Знаки будут установлены в ближайшее время (по заверениям главы управы Центрального района - на следующей неделе).
- Запретить строительство дороги и парковки на месте центральной аллеи улицы.
- Решение об установке скульптурной композиции быков будет приниматься после согласования в управлении Культуры.

2. Не удалось запретить строительство разворотного кольца на улице Студенческой. Мы подали предложения сделать его в одном уровне с пешеходной зоной (отклонено), либо установить искусственную неровность/лежачего полицейского (не отклонено, но и не принято) для снижения скорости автомобилей.

3. Мы доказали, что жители города сообща могут влиять на происходящие в городе события. Петиция была подана уже после начала строительных работ, и мы смогли внести изменения в проект, вопреки мнению скептиков.

К сожалению, в ходе данной истории нам не удалось связаться с депутатами городской Думы, избранными по данному округу. Их двое. Фамилии называть не буду - сможете найти в Интернете. Будучи депутатом, лично я счел бы нужным каждый день мониторить информацию по своему округу. Тем более, когда есть такой громкий инфоповод. Однако, в данном случае депутаты округа не проявили никакого интереса к этой истории. Что особенно удивительно в преддверии очередных выборов в гордуму, которые пройдут весной 2015 года.

Сбор подписей будет остановлен ровно в тот момент, когда закончится благоустройство улицы. Это произойдет в конце августа. До этого момента он будет продолжен.

Илл.: проектное предложение по возможному обустройству разворотного кольца от "Города и транспорта"

От лица общественной организации "Город и транспорт" я хочу поблагодарить всех:

а) Жителей города, которые принимали участие в этой истории. Которые ставили свои подписи, оставляли комментарии. Когда за твоей спиной поддержка тысяч людей, ощущения невероятные - на тебя ложится огромный груз ответственности перед всеми людьми. Я прочитал все комментарии, которые Вы оставили - а это более 35 страниц. Повторюсь: готов пожать руку каждому, кто принимал участие в этой истории. Спасибо огромное за поддержку!
б) Нашу команду. Ребята, мы большие молодцы, так держать! Впереди огромная масса проектов, не расслабляемся :)
в) Журналистов. В данной ситуации журналисты объективно освещали ход истории, информируя жителей города, и донося позицию разных сторон. Страницы газетных полос были предоставлены не только нам, но и застройщику. Все стороны смогли рассказать о своей позиции.
г) И.о. губернатора Воронежской области. Я не буду ничего здесь писать, чтобы данный пост не сочли ангажированным перед выборами губернатора. Просто скажу, что без вмешательства Алексея Гордеева всего этого могло бы и не быть.
д) Руководителей Молодежного правительства - за участие в форуме Молгород и встречу в общественной палате, а также полную поддержку в ходе всей истории.
е) Всех, кого я не упомянул по какой-либо причине.

Мы продолжим контролировать ход работ по улице Карла Маркса, в том числе на других ее участках.



  • 1
А зря вы не назыввете фамилии депутатов, которые отсиделись в сторонке, пока их избиратели боролись за свои интересы. Тем более перед выборами. Хорошо бы везде и всегда называть фамилии тех, кто ставит свои подписи на документах, разрешающих уродовать город.
Кто подписал разрешение строить этот ужас за Никитинкой? Фамилия , пожалуйста. Этот человек не имеет права получать зарплату, пока не снесет за свой счет то , что наворотил.
Кто спрятал лицо в кошелек, тому не стыдно.

Фамилии хотите? Пожалуйста: http://www.gorduma-voronezh.ru/dep.html
Округ №18

Но учтите - депутаты не согласовывают это дело. Согласовали все детали при Скрынникове, и бывший глава его аппарата сегодня является директором строительной фирмы Алиот, которая является подрядчиком на данном объекте.
Депутаты просто не следят за жизнью у себя на округе - на мой взгляд это несколько безответственно.

Edited at 2014-07-14 05:38 am (UTC)

И я об этом, что не следят, не участвуют, отсутствт как представители интересов избирателей.

так они же от Единой России.

И то верно, не от избирателей точно!

Ох уж этот Гусев. Он искренне не понимает, "а чего там обсуждать, пусть строят". Стыдно за него.

Как-то непонятно: как это не будет дороги, если будет разворотное кольцо?
Сейчас просто перед выборами обстановку накалять не хотят, вот и сделали вид, что пошли на уступки. Обещать - ещё не значит сделать.

Разворотное кольцо будет на месте клумбы, его внутреннее пространство нефункционально, там максимум можно снова будет клумбу разбить и лавочки поставить. А дорога по сути там же, где она сейчас и есть в виде подъезда к ТНТ-Губернии.

а зачем нужна дорога, что по К.Маркса идёт? со столбиками которая. есть же подъезд и отъезд со Студенческой, зачем городить ещё один огород? для тех, кому лень на своём ненаглядном 4х-колёсном фетише, квартал по Комиссаржевской объехать?

Так ее не будет официально. Будет подвоз грузов к Чайхане (полуфабрикаты) и в случае возникновения пожара или другой ситуации потребуется проехать со стороны фасада здания. Другой вопрос, что здание фитнеса построено на малом расстоянии от корпусов Олимпа, что повышает риски для жильцов комплекса в случае возникновения ЧС в фитнесе.

Я вот вообще не понимаю, зачем там посреди улицы делать кольцо? Чем это обусловлено? Обычно кольца делают на пересечении двух плотных транспортных потоков. В том месте ожидается плотный транспортный поток?

Студенческая - тупиковая улица, и машины до начала работ разворачивались хаотично. Было предложено (кем - неясно, или мэрией или застройщиком) эту ситуацию упорядочить строительством кольца, которую застройщик обустраивает за свой счет. По большому счету, из-за небольшого трафика автомобилей это сооружение там действительно не является задачей первостепенной важности. Смысл кольца для меня заключается только в развороте машин на Студенческой.

А зачем застройщику оказалось нужно заботиться о машинах на Студенческой? (Которых в том конце улицы исчезающе мало). Не будет ли какого-то заезда со Студенческой к Солнечному Олимпу?

Как вариант - "социальная нагрузка" от управы Центрального района.

О пешеходной улице

Жители нашего "мегаполиса" с некоторых пор делятся на две категории - водители и пешеходы. И проблемы у них разные: у первых - где припарковаться, а у вторых - где глотнуть чистого воздуха без выхлопных газов. У меня такое впечатление, что кто-то планомерно уничтожает здоровые деревья, превращая Воронеж из славившегося своей зеленью города в газовую камеру. Это не сильное преувеличение: попробуйте подышать на ул. Кольцовской в час пик (и не только). Я уже не говорю о тех архитектурных монстрах, которые вырастают на месте вырубленных зелёных зон.

Быки там не нужны. А вот фонтанчик не помешал бы.

+1 насчет быков.

К соажлению, фонтан им не согласовали из-за кабелей спецсвязи внизу под кольцом.

Спасибо за вашу инициативу.
Нужен вообще какой-то план развития этой улицы. Не только благоустройства, а именно развития.

Спасибо Вам.
По поводу развития - для начала надо дождаться окончания строек Камерного театра и спорткомплекса у гимн. Басова. Дальше бороться с неправильной парковкой на тротуарах. Дальше привлекать инвесторов в формате уличных кафе и стремиться расширять территорию пешеходной зоны до Юбилейного.

Огромное спасибо Вам и всей команде! Так держать! Свое малое участие-подпись петиции и далее-тоже считаю Вашей заслугой. Поднять народ и организовать-трудно, но благодарно и почетно. И по поводу губернатора тоже с Вами согласна абсолютно- Гордеев и процветание Воронежа и Воронежской области=синонимы.

Спасибо Вам за участие и интерес!

Спасибо вам огромное!
Правильно ли я понял, что отказались от строительства проезжей части между Студенческой и Никитинской? И что за кольцо строится на Никитиской-К.Маркса?

  • 1